
НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?
МЕДИЦИНСКИЕ ОПРОСНИКИ. ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?
Точный и своевременно поставленный диагноз – надежный путь к скорейшему выздоровлению через правильное лечение.
Постановка правильного диагноза состоит из двух основных этапов:
- сбора информации,
- составления диагностического заключения.
Однако, между этими двумя этапами не всегда короткий и прямой путь…
Сбор информации начинается с жалоб пациента и расспроса врачом больного относительно его общего самочувствия.
«На что жалуетесь, больной?»
Жаловаться любят многие…, а кто-то не умеет этого делать вовсе…
Жалоба – это субъективная реакция на происходящее, на самоощущение. Жалобы могут быть разными, порой далёкими от диагноза:
- преувеличенными – «все болит, ничё не помогает»;
- размытыми – когда всё плохо, но непонятно что с этим делать;
- иррациональными (хитрыми) – скрывающими суть проблемы, т.к. человек получает вторичную выгоду – своеобразные «бонусы» от своей болезни. Например, говорит, что хочет поменять работу, но не может, т.к. «болеет»;
- психосоматическими манипуляциями – пациенту внезапно становится плохо, когда течение событий перестаёт идти по его сценарию;
- тревожные, панические настроения и др.
Как избежать ошибочного диагноза
Как услышать «правильную» жалобу»?
Как избежать субъективной оценки и не поставить ошибочный диагноз?
Узнать о проявлениях заболевания врач может не только из расспроса и ответов больного, но и, конечно, из того, что сам увидит при осмотре. При аускультации, перкуссии, пальпации… А также с помощью аппаратно-лабораторных и специальных обследований. Сбор анамнеза – это целое искусство!
Как сократить путь к постановке правильного диагноза
МЕДИЦИНСКИЕ ОПРОСНИКИ И ШКАЛЫ
– это очень хороший и полезный инструмент для того чтобы на самом начальном этапе сбора информации сузить круг возможных заболеваний.
Медицинские опросники помогают получить чёткую и точную,
правильную и понятную
– формализованную –
информацию от пациента.
Порой пациенты не уделяют достаточного внимания правильности формулировок своих жалоб. Именно поэтому в клинической практике существуют специальные градации. При заполнении ответов опросника у каждого появляется возможность подумать над вопросами, чтобы чётко, в соответствии со своим ощущением и позициями опросника сформулировать ответы. Каждый может уделить столько времени и внимания, сколько нужно именно ему для ответов. Таким образом – опросники позволяют пациентам общаться с врачом «на одном языке» и подробно разобраться в жалобах, которые их беспокоят.
Пациентам бывает сложно определить степень нарушения функций своего организма. Жалобы — это очень субъективная оценка благополучия или неблагополучия, касающаяся здоровья пациента. Поэтому опросники могут содержать варианты ответов, а шкалы градацию – как правило от 1 до 10 или выраженную в процентах.
Пациент самостоятельно выбирает правильный или наиболее подходящий ему ответ, либо оценивает свое состояние по 10-балльной шкале (или в процентах).
Опросники и шкалы помогают пациентам формализовать свои жалобы, а врачу – избежать ошибки в постановке правильного диагноза.
Например, разработаны шкала настроения, шкала боли и другие. Пациентам предлагается выбрать ту или иную оценку своего состояния, то есть: как они определяют свою боль или настроение по десятибалльной шкале. Это несложный и одновременно очень полезный инструмент и для клинической практики, и для самого пациента. Для того, чтобы иметь возможность оценивать состояние до лечения, в процессе его и после лечения.
Мы живём в век интернет-коммуникаций, телемедицины, поэтому медицинские опросники особенно актуальны сейчас, их очень удобно использовать с помощью современных технологий.
Благодаря интернету стало возможным проводить:
- Скрининг состояния здоровья пациента. Пациенту может быть не всегда понятно: болен он или здоров. По баллам заполненной анкеты становится ясно: хорошее состояние в настоящий момент у пациента или «не очень». Такой скрининг даёт понять: стоит ли сейчас обращаться пациенту к врачу.
- Подготовку пациента для визита к врачу. По ответам опросника, по формализованным жалобам врачу проще без дополнительных временных затрат выяснить конкретные жалобы пациента и подобрать ему соответствующие диагностические процедуры.
- Мониторинг состояния пациента при назначенной терапии. Это даёт возможность отследить: появились ли изменения в процессе лечения.
- Субъективную оценку отдельных параметров здоровья. Например, пациент может сам определить качество своего сна в течение какого-то промежутка времени и самостоятельно ответить на вопрос: улучшился сон или нет.
Опросников и шкал очень много: по разным направлениям, разным состояниям, разным специализациям. Это полезная и удобная возможность перевести оценку своих субъективных жалоб в формализованную модель. Моделирование анамнеза, динамики жалоб и физикальных данных позволяет создать цельный образ болезни и путь восстановления.
На нашем сайте размещены несколько опросников и шкал, которые рекомендуется заполнить перед визитом к врачу.
- ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ (SCL-90)
- ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ
- ОПРОСНИК КЮНЦЛИ
- «РОЗА» КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
- БИОМЕТРИЯ (эту анкету заполняет медсестра)