2021-04-23 02:26:48

РАБОТА С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Часть 1.

Мысли о роли нейропсихолога в работе с особенными детьми

Сначала поговорим о базовых понятиях. 
Нейропсихология массово пришла в нашу жизнь относительно недавно и продолжает свое шествие в народ. К нейропсихологу обращаются родители детей со сложностями развития разных степеней. Нейропсихолог может работать как с нормой, так и с патологией. Прежде всего родителей тревожит когнитивное развитие ребенка. Они это замечают, когда появляются плохие оценки в школе. Или на детской площадке замечают отличия от других детей. Потому что ходить и есть в общем-то умеют все.

Но мышление — это лишь вершина айсберга.
Согласно концепции Вильямса и Шеленберга развитие ребенка идет поступательно и качественный переход на новый уровень невозможен без полноценного освоения предыдущего. Та же мысль заложена и в методе замещающего онтогенеза Семенович. 

Рис. «Пирамида развития».

Физиологическая, генетическая, нервная база у каждого ребенка своя. И она может показать некие «потолки» ребенка. Их мы учитываем, выстраивая индивидуальную программу занятий и когда говорим о неких перспективах развития данного конкретного ребенка.

Большинство детей нашего центра вне зависимости от возраста плохо чувствуют свое тело, имеют сложности с развитием вестибулярного аппарата и, как следствие, сложности с пространственной ориентацией и сложности с квази-пространственными представлениями. 

Это очень важный уровень, особенно если есть глубокие нарушения у ребенка или он не понимает обращенную к нему речь. Он может тактильно откликнуться на прикосновение с той или иной средой. У некоторых детей появляются «мурашки», у кого-то потеют ладошки, но в большинстве случаев дети просто «заземляются», прекращая истерику или другое асоциальное поведение. Мои практические советы родителям выглядят приметно так: купите ребенку килограмм муки, а себе валерианки, если надо, посадите в ванну и учитесь вместе взаимодействовать в этой среде. Меняйте наполнение для ванны. Расширяйте тактильный репертуар ребенка.

Разрешайте ходить ему дома босиком и только в нижнем белье до 3 лет и в коротких шортах и/или майке после 3-х. правильно организованная среда для ребенка сделает 70% работы. Но для этого надо самим критично посмотреть на свои установки и убеждения. Отмести весь информационный шум и калечащий маркетинг, перестать размещать в ребенке свою нарциссическую часть.

Вернемся к пирамиде развития. Мы уже поговорили о тактильности. Теперь немного о проприоцепции, глубокой чувствительности. Подумайте, где и как вы можете создать ситуацию для активизации этого пласта ощущений? Наверняка вы знаете, что глубокие надавливания, крепкие объятия успокаивают нервную систему человека. Бессознательно этот опыт ассоциируется с внутриутробным периодом и, так называемым, четвертым триместром. Наши детки часто попадают в руки к врачам, реабилитологам, массажистам и другим незнакомым людям. В их руках они чаще всего являются объектами или предметами манипуляций специалистов. А значит такой полезный для мозга опыт может ассоциироваться с чувством небезопасности и страха. Нейропсихолог может показать: как – по-другому.

Новейшие исследования мозжечка и вестибулярного аппарата доказали, что их развитие влияет на развитие когнитивных способностей человека, а также на развитие эмоционального интеллекта. Эта часть у ребят часто проседает. Балансировочные доски на занятии, хождение по бордюрам без поддержки, футбол, игра в резиночку, наклоны и уменьшение площади опоры помогают развивать эти структуры. 

Я не буду рассказывать про все «кирпичики» пирамиды. Для детей мы создаем искусственную и естественную среду развития, направленную на гармоничное развитие его личности.

Следующая важная мысль, которая проходит красной нитью через всё развитие ребенка: развивающийся (не развитый) ребенок чаще всего неудобен для взрослых. Он везде лезет, все трогает или кидает, разбирает или ломает, создаёт неудобные ситуации и задает кучу вопросов. И тут важно понимать: для чего он это делает в тот или другой период времени.

Ребенок не будет вечно все тянуть в рот, это часть его развития и наработка личного жизненного опыта. У нас, взрослых, он есть. Даже у молодых людей моего поколения. А у ребенка нет ничего, кроме непреодолимого желания жить и познавать мир!

Наша задача, как взрослых, дать ему самому открыть этот мир. 

Когда я перестала рассматривать каждого ребенка, как объект коррекции, я стала выстраивать отношения! Присоединяться к актуальной деятельности ребенка, уважать его желание делать или не делать что-то, озвучивать свои предположения ему, когда я перестала гнаться за планом развития, а стала видеть в каждом конкретном ребенке личность, изменилась не только структура, изменились наши отношения. А потом практически под любую деятельность ребенка можно включить свои развивающие задачи.

Казалось бы, какие могут быть у меня отношения с неговорящим ребенком, который не понимает обращенную речь. Они есть! И мы оба работаем над ними. Моя задача на занятии – показать, что можно и так, по-другому. А задача для родителей – попробовать новую модель отношений дома.  Я вижу ребенка 1-3 часа в неделю. Остальные 80-100 часов в неделю родители влияют на ребенка. Я даю направление, создаю нейронный прецедент – «на занятии ты уже это делал», а родители закрепляют навык дома. При таком условии взаимодействия у мозга просто нет шансов не развиваться. 

И после этой информации мы плавно переходим к следующему важному аспекту развития – это системность! Не только систематичность, а всестороннее развитие системы, где ребенок с симптомом или диагнозом является идентифицированным пациентом. Он уже пришел и в конкретную систему. И задача системы понять: для чего? Научиться понимать феноменологию ситуации, но это уже другая история…

Ковалева Анастасия
Руководитель центра психологического развития, 
нейропсихолог, детский и системный семейный терапевт.