РАБОТА С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Часть 2.
Массаж, ЛФК, Войта-терапия в работе с особенными детьми
В работе с особенными детьми эффективен индивидуальный и комплексный подход. В "Медицинском Центре Наталии Радомской" разработаны реабилитационные программы, включающие в себя совместные консультации врача невролога, педиатра, физиотерапевта, гомеопата, психолога, нейропсихолога, арт-терапевта.
Общие признаки детского аутизма для каждого ребенка индивидуальны.
Человек оторван от реальности, он замыкается в себе. Симптомами являются
- молчание,
- стереотипное поведение,
- отстраненность,
- уход в себя,
- неспособность смотреть людям прямо в глаза,
- потеря аппетита,
- необычная привязанность к предметам.
Адаптивная лечебная физкультура и массаж, дают возможность улучшить функционирование нервной системы ребенка, развить навыки взаимодействия и повысить интерес к занятиям.
Многие дети в современном мире испытывают дефицит спонтанной двигательной активности, и в результате этого мозг не получает достаточной информации о положении тела в пространстве.
У неговорящих детей и детей, имеющих нарушения в общении, во время и после занятий, происходит активный запуск речи.
Реабилитационные занятия проводятся в специальном зале лечебной физкультуры, где ребенок получает разнообразные ощущения, и в результате чего происходит созревание нервной системы.
Каждому пациенту предоставляется выбор подвижной игры с использованием подходящего оборудования. Систематизированные физические упражнения и подвижные игры являются обязательным этапом формирования психического развития и нервно-мышечной связи.
Массаж – это уникальное средство реабилитационной терапии, помогающее многим детям наладить контакт со взрослым, а также улучшить кровообращение и восстановить мышечный тонус ребенка.
Вацлав Войта – чешский невролог, профессор, в 1950 -1970 годах разработал физиотерапевтический метод для лечения пациентов разных возрастов, начиная с младенчества, у которых вследствие нарушений центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата наблюдаются проблемы моторных функций.
Основу Войта-терапии составляет рефлекторная локомоция: активация двигательных рефлексов и соблюдение заданных исходных положений, а также зон раздражения восстанавливает естественные модели движений и тем самым помогает людям с нарушенными моторными функциями. Войта-терапия воздействует на разные уровни уже существующих нервных связей тела: от скелетной мускулатуры до внутренних органов.
Войта терапия – это активная телесная методика. Специалист через определённое положение тела пациента вызывает у него непроизвольные двигательные реакции. В процессе терапии активизируются естественные двигательные модели и паттерны движений.
I положение
Рефлекторный поворот со спины на бок
Ребенок лежит ровно на спине, голова повернута в сторону зоны воздействия на 30о.
Зоны
1. Зона груди, давление под верхнее ребро по направлению в противоположное плечо (это направление складывается из трех: вниз к столу, к голове, в противоположный бок).
Тормозим поворот головы в противоположную сторону.
Ноги свешены со стола (до колен).
Реакции:
• Сгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, разведение
• Приподнимание таза над столом
• Поворот таза в сторону, противоположную зоне груди
• Ручки соединяет перед собой
Сила давления может меняться от слабой до очень большой в течение процедуры. Но ребенку не должно быть больно.
II положение
Рефлекторный поворот на живот
Ребенок лежит на боку. Спина под прямым углом к поверхности стола. Область нижнего плечевого сустава строго под верхним (сзади ступенька из лопатки).
Зоны
1. Зона нижняя треть лопатки (рядом с нижним углом). Давление на кость в направление противоположное плечо.
2. Зона подвздошная кость, давим в анус.
3. Зона внутренний надмыщелок плечевой кости опорной руки. Давим в плечевой сустав.
Положение ног:
1 вариант – на рисунке.
2 вариант – нижняя нога согнута, на крае стола, верхнюю опускаем ниже уровня стола и добиваемся ее сгибания и поворота таза.
Реакции:
• Опора на нижнюю руку, открытие кисти
• Приподнимание головы
• Плечи и таз идут на поворот на живот
• Верхняя нога активно сгибается во всех суставах и движется на поворот
III положение
Рефлекторное ползанье
Ребенок лежит на животе. Опорная рука согнута в плече – 120 градусов относительно туловища, в локтевом суставе – 90 градусов. Кисть стремиться быть на одной линии с суставом, ягодицей и пяткой. В жесткой укладке голова повернута в сторону опорной руки и зафиксирована, шея ровная.
Зоны
1. Зона внутренний надмыщелок плечевой кости. Давим в плечевой сустав.
2. Зона нижняя треть лопатки. Давим вдоль плеча в локоть.
3. Зона пятка сверху – давим в колено.
1 и 3 зоны неподвижно прижаты к столу.
Реакции:
• Сгибание – разгибание свободной ноги
• Приподнимание таза
• Сгибание свободной руки
• Поворот головы в противоположную сторону
В результате реабилитации детей с ДЦП с помощью Войта-терапии происходит:
- улучшение функциональной подвижности позвоночника,
- коррекция осанки,
- движения головы становятся более свободными,
- более целенаправленное и обширное использование кистей и стоп для хватательной и опорной функций,
- облегчение глотательных, сосательных и жевательных движений,
- более целенаправленное движение глаз, независимое от движений головы,
- возрастание силы и громкости голоса,
- улучшение речи,
- увеличение объёма грудной клетки,
- углубление и стабилизация дыхания,
- улучшение чувства равновесия и ориентации в пространстве,
- повышение точности ощущений типа: холодный-теплый, острый-тупой,
- улучшение восприятия собственного тела,
- улучшение распознавания форм и структур с помощью ощупывания,
- повышение эмоциональной активности,
- пациент становится более уравновешенным.